Коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр
Коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста назначаются в центре только на основании результатов специальной диагностики актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка.
Соотношение обоих показателей позволяет наиболее точно
определить цели и задачи дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребенком
и разработать оптимальную программу занятий. Обследование проводится
индивидуально в игровой форме.
В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых
условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности
интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие особенности и
т.д. В беседе с родителями дефектолог собирает анамнез:
особенности внутриутробного развития ребенка, протекания родов, особенности
развития первых лет жизни ребенка, наличие наследственных заболеваний, текущие
затруднения, заболевания и т.д.
На основании вышеперечисленных данных составляется индивидуальная коррекционная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка и цели, которые ставят специалисты.
Так для развития коммуникации и социального взаимодействия очень важной программой для детей с ЗПР, задержкой интеллектуального развития, для малышей с нарушениями эмоциональной сферы являются коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.
Для чего же это нужно и почему так важно? В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни. А чтобы особый ребёнок комфортно и уверенно чувствовал себя в социуме, ему необходимы сюжетно-ролевые игры, в которых он научится, что за товары в магазине нужно платить, что градусник нужен для измерения температуры болеющего и многому другому.